Финансовая пирамида
Определение

Финансовая пирамида - это способ обеспечения дохода уже привлеченных участников пирамиды за счёт постоянного привлечения денежных средств от новых участников пирамиды.

Комментарии

Обычно финансовые пирамиды регистрируются как коммерческие организации и привлекают средства для финансирования некоего проекта. Если реальная доходность проекта оказывается ниже обещанных инвесторам доходов или вообще отсутствует, тогда часть средств новых инвесторов направляется на выплату дохода предыдущим. Закономерным итогом такой ситуации является банкротство проекта и убытки последних инвесторов. Чем дольше функционирует пирамида, тем меньший процент собранных денежных средств можно вернуть при её ликвидации.

В Уголовном кодексе мошенничество и строительство финансовых пирамид (присвоение и растрата) - две разные статьи, потому что, даже когда умысел на завладение средствами инвесторов путём обмана (мошенничество) налицо, не все пострадавшие лица могут быть признаны потерпевшими по соответствующим уголовным делам. Если в суде будет доказано, что собранные от вкладчиков средства не были присвоены, а ушли на промежуточные выплаты, то - мошенничество налицо, но деньги присвоены не были (вернее, были, но не средства самих потерпевших, а средства первых инвесторов, которые потерпевшими не являются, поскольку успели получить прибыль).

На что обратить внимание, прежде чем отдать свои деньги:

  • Обещание высокой доходности свыше 20% годовых.
  • Обещание гарантированных процентов.
  • Отсутствие лицензии или указание номера чужой лицензии, или собственной, но выданной на вид деятельности, не позволяющий работать с денежными средствами.
  • Агрессивная реклама, использование в рекламе специфических терминов, слоганов: «инвестиционная компания», «финансовый консультант», «стоимость активов», «100% гарантии», «100% возвратность вкладов», «стабильность и надежность», «8 лет на рынке» и.т.п.
  • Устав фирмы не размещен в Интернете, а в офисе вам его не хотят показывать.
  • Сокрытие финансовой информации (финансовые отчеты, бухгалтерские балансы).
  • Неспособность компании подтвердить свою деятельность (куда размещаются средства и где можно проверить информацию об их размещении).
  • Подделка под лидера, упоминание в качестве партнеров (или даже учредителей) хорошо известных фирм.
  • Компания основана недавно, зарегистрирована на территории иного субъекта РФ, на территории другого государства.
  • Привлечение денежных средств с помощью договора займа.
  • Ознакомление клиента с договором только в офисе или при личной встрече.
  • Требуется заплатить вступительный взнос, «оплатить оформление документов», «оплатить обучение или участие в семинаре».
  • Прием денежных средств оформляется документами, которыми сложно подтвердить обязательства компании перед Вами.
  • Каждому клиенту, участнику, «партнеру» ненавязчиво предлагают привлечь новых инвесторов. Если компания предлагает дополнительное вознаграждение за привлеченных в ее программу людей - то перед Вами точно пирамида.

(Список признаков финансовой пирамиды с сайта Федеральной службы по рынку ценных бумаг)

См. также: КРЕДИТ, ДОЛЬЩИКИ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ЖИЛЬЯ, ИПОТЕКА, ИПОТЕЧНЫЙ КРЕДИТ

English

Я.М. Миркин, В.Я. Миркин. Англо-русский толковый словарь по финансовым рынкам

FINANCIAL SWINDLE финансовое надувательство [мошенничество] (напр., схема Понзи [Понци] - привлечение инвесторов в фиктивный проект, сулящий высокие проценты, и выплата высоких процентов более ранним инвесторам за счет тех, кто вложил средства позже. Пример Ф.н. по операциям инсайдеров: покупка директорами растущих акций своей компании за счет ссуд, выдаваемых самой компанией, с целью последующей перепродажи акций и получения огромных прибылей).

PYRAMIDING создание финансовой пирамиды (Ф.п.), пирамидирование (организация финансовой схемы, в кот. доход по ранее привлеченным денежным средствам выплачивается не за счет их вложения в прибыльные активы, а за счет привлечения все новых инвесторов и денежных средств. Организаторы Ф.п. вынуждены обычно поддерживать доходность выше рыночной, с тем, чтобы сделать ее максимально привлекательной и обеспечить постоянное расширение ее финансовой базы и соответственно круга лиц, желающих вложить в нее деньги. При этом внешне Ф.п. получает форму высокодоходного и надежного инвестиционного проекта - она широко рекламируется, в т. ч. с точки зрения общественной полезности проекта, прокламируется солидность гарантий. Обычно Ф.п. создаются на основе выпуска ценных бумаг (акций, долговых обязательств или их суррогатов) как наиболее удобного и ликвидного инструмента для массового распространения. Поскольку постоянное расширение финансового основания Ф.п. и приток новых вкладчиков на длительное время обеспечить невозможно, денежные ресурсы, кот. располагают организаторы Ф.п., со временем (от полугода до нескольких лет) начинают сокращаться, ограничивая их возможности в выплате высоких доходов накопленной массе вкладчиков. Финансовые обязательства продолжают накапливаться, «громоздятся» друг на друга при сужении денежной базы (отсюда термин «пирамида»). При этом организаторы Ф.п. (если это мошенническая схема) присваивают значительную часть денежных средств. Со временем, когда возможности выплачивать обещанные доходы становятся все более ограниченными, а объемы финансовых обязательств увеличиваются в геометрической прогрессии, у инвесторов растут ожидания риска, Ф.п. становится все более неустойчивой, чувствительной к любым слухам, особенно к любому негативному вниманию, проявляемому государственными органами к ее основателям, или к любым прогнозам о невыплате обязательств. В итоге в момент поступления плохих новостей среди инвесторов возникает паника, начинается массовый сброс ценных бумаг или других финансовых инструментов, на кот. построена Ф.п., их рыночные курсы резко падают, при том что организаторы Ф.п. оказываются не в состоянии поддерживать их рыночную стоимость и ликвидность. Если же организаторы Ф.п. при ее основании принимали на себя обязательства по выкупу выпущенных ими ценных бумаг по фиксированным ценам, то у них возникает катастрофический дефицит денежных средств для покрытия этих обязательств. Соответственно, Ф.п. рушится, а инвесторы оказываются с обесцененными финансовыми инструментами на руках («ничего не стоящими бумажками») и несут всю тяжесть денежных потерь. К ярким примерам Ф.п. относятся: т. н. «Мыльный пузырь Южных морей» в 1720 г. в Вели­ко­британии; панамский скандал во Франции (1892); схема Понзи в США (1920). В России активное создание Ф.п. происходило на протяжении 1990-х гг., пик пришелся на 1994 г. Особенностями Ф.п. в России были: самокотировка эмитентами своих ценных бумаг с постоянным быстрым повышением своих курсов, агрессивная реклама, массовый выпуск ценных бумаг на предъявителя и суррогатов ценных бумаг, не обеспеченных реальными активами и доходными проектами, разогрев рынка и его резкое падение в связи с крахом самокотировок и финансовыми скандалами августа 1994 г. В это время очень значительные потери понесло население, на массовое участие кот. были рассчитаны Ф.п. 1993-1995 гг.).

Видео на IncomePoint.tv
Михаил Мамута: оказание финансовой взаимопомощи является основной задачей кредитного кооператива
Михаил Мамута: у системы кредитных кооперативов в России нет рамочного закона
Организационное заседание Экспертной группы по финансовому просвещению при ФСФР России (ч.6) Повышение уровня финансовой грамотности поможет населению не попасться на удочку мошенников
ЭПОС-ярмарка: «Практико-ориентированное социально-экономическое образование» (ч.5)

Рекомендации

Светлана Бик: финансовое просвещение в России

Статистика сайта

Персоны
101
Видеофайлы
1112
Текстовые версии
421
Словарные статьи
189
Организации
70
Мероприятия
22